Разработанную методику виброакустической диагностики можно обоснованно рассматривать как один из факторов повышения надежности, долговечности, а также конкурентноспособности машин, содержащих в своем составе зубчатые колеса. Разработка методов диагностики и неразрушающего контроля машин является предметом исследований научных и промышленных центров Республики Беларусь и зарубежья.
Прилагаемая методика позволит повысить уровень точности и качества виброакустической диагностики механических приводов на основе зубчатых передач, а также сократить время выявления локальных повреждений рабочих поверхностей зубчатых колес и снизить требования к специалисту-диагносту. Причем, она позволяет не только обнаружить дефект или повреждение, но и оценить степень его развитости.
Предложена методика виброакустической диагностики многовальных рядных зубчатых приводов но основе синтеза классического метода диагностирования (спектральный анализ) и возможностей искусственных нейросетевых моделей
Анализируя работы в области акустической диагностики многовальных зубчатых приводов с применением нейросетевых моделей в РБ и странах СНГ можно сделать вывод, что предложенная идея синтеза классического метода диагностирования и возможностей искусственных нейросетевых моделей при мониторинге состояния многовальных рядных приводов на основе зубчатых передач не встречалась в работах по данному направлению как в РБ, так и в странах СНГ. Диагностика сложных многовальных рядных приводов на основе зубчатых передач затрудняется и тем, что в состав акустического сигнала входят все составляющие диагностируемого объекта. Этот факт усложняет выявление импульсных составляющих ударного взаимодействия зубьев. Также отсутствуют однозначные рекомендации по выбору набора информативных составляющих необходимого для постановки диагноза.
Полученные результаты проведенных исследований дополнят современные подходы к проведению безразборной диагностике механических зубчатых приводов как автотракторной техники, так и технологического оборудования. Они могут быть успешно использованы в практике периодических мониторингов и оценке технического состояния на предприятиях, занимающихся производством, ремонтом и эксплуатацией зубчатых приводов и систем на их основе, а также при подготовке специалистов машиностроительного профиля в вузах Республики Беларусь. Полученная методика может быть использована для расширения возможностей существующих и разработке новых программных средств виброакустической диагностике систем и приводов на основе зубчатых передач.
- при проведении мониторинга состояния зубчатых передач коробок скоростей технологического оборудования учебно-производственных мастерских кафедры «Машиноведение» УО «Брестский государственный технический университет»;
- при проведении мониторинга состояния зубчатых передач трансмиссий автотракторной техники и технологического оборудования ремонтных мастерских в ОАО «Остромечево»;
- при проведении мониторинга технического состояния зубчатых передач коробки скоростей автомобиля МАЗ-6501 на ОАО «Брестоблавтотранс» филиал «Автовокзал г. Бреста».
Организации, занимающие ремонтом и диагностикой машин
- выполнение совместных НИР;
- договор о сотрудничестве по внедрению в производство.
УО «Брестский государственный технический университет»
Молодые ученые: Парфиевич Андрей Николаевич; Сокол Виктор Александрович
Научный руководитель: Драган Александр Вячеславович, ректор УО «Брестский государственный технический университет», кандидат технический наук, доцент
e-mail: innovation@bstu.by, parfievichand@gmail.com